Социально-педагогическая направленность
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы православия»
Автор-разработчик: Тропынина Елена Григорьевна
Педагог ДО: Тропынина Елена Григорьевна
Приоритетным направлением программы является приобщение детей к ценностям православной культуры. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из актуальных проблем нашего времени. Развивать понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с детства. Система духовно-нравственного воспитания ребенка строится через приобщение его к культурному наследию своего народа.
Программа «Основы православия» носит актуальный просветительский характер. Она позволит дать школьникам представление о многообразии тематики и взаимопроникновении религиозной и светской культур.
Программа направлена на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и государственных традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Программа рассчитана на детей школьного возраста 7-14 лет.
Объем программы составляет 72 часа.
Программа рассчитана на 1 год обучения, по 1часу два раза в неделю (1 академический час — 45 мин.).
В программе предусматривается виды занятий: групповые, коллективные, имеется возможность их сочетания, форма обучения – очная.
Цель: духовно-нравственного развитие ребенка, приобщения подрастающего поколения к ценностям православной культуры.
Задачи программы:
Обучающие задачи:
— расширять представления о культурном наследии своего народа;
— знакомить с христианскими ценностями, основанными на православных традициях.
Воспитательные задачи:
— воспитывать стремление к доброте, правдивости, жизни по совести, любовь к Родине, ближнему, родной культуре, бережное отношение к природе; послушание, трудолюбие, вежливость.
Развивающие задачи:
— развивать навыки доброжелательного общения, внимания, терпения, усердия, способность различать нравственное и безнравственное;
— формировать духовно-нравственную личность детей и знакомить с важнейшими событиями из Священной истории.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ЮИД — Детская Патрульная Служба»
Автор-разработчик: Щитова Ирина Николаевна
Педагог ДО: Щитова Ирина Николаевна
Программа разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах», общественной программы профилактики дорожно-транспортного травматизма «Безопасная дорога в школу», на основе модифицированной программы «Планета ЮИД», а также методических рекомендаций: формирование у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, Министерства образования и науки Российской Федерации, Москва 2007г.
Данная программа направлена на формирование у детей и подростков культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности, а также к активной адаптации во всевозрастающем процессе автомобилизации страны. Программа позволяет сформировать совокупность устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций, а также умения и навыки пропагандисткой работы.
Отличительной особенностью программы является то, что занятия проводятся в доступной и стимулирующей развитие интереса форме. На каждом занятии присутствует элемент игры, организуется самостоятельная деятельность воспитанников, в учебный процесс включено проблемное обучение, осуществляется связь обучения с практикой, обсуждаются с обучающимися актуальные события современности. Также программой предусмотрено применение нетрадиционных форм организации учебного процесса (соревнования, театрализация, тренинги и др.) и разнообразных средств обучения (печатные, наглядные плоскостные, аудиовизуальные, электронные образовательные ресурсы).
Адресат программы
При планировании профилактической работы учитывались психофизические особенности детей младшего и среднего школьного возраста, во многом определяющие их поведение на дороге. В этом возрасте состояние центральной нервной системы остается неустойчивым, повышается возбудимость, отвлечение внимания, что резко увеличивает вероятность попадания детей этого возраста в дорожно-транспортные происшествия. Руководствуясь этими данными, возникла необходимость в обучении детей и подростков 8-14 лет.
Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на два года обучения. Первый год обучения -36 часов, второй год обучения – 72 часа. Общий курс обучения -108 часов.
Формы и виды занятий
Программа «ЮИД – Детская Патрульная Служба» предполагает использование таких форм работы, как: деловая игра, ситуационно-ролевая игра, брейн-ринги, конкурсы, викторины, экскурсии, выступление агитбригады и многие другие.
Программа в себя включает традиционные и нетрадиционные формы организации деятельности обучающихся. Традиционные – лекции, семинары, дискуссии, экскурсии, акции и праздники тематического содержания. Нетрадиционные – презентации, защита проектов, круглый стол, флэшмоб.
Режим занятий
Программа предусматривает занятия один раз в неделю первого года обучения и двухчасовые занятия один раз в неделю или одно часовые занятия два раза в неделю второго года обучения. Наполняемость группы первого года обучения от 10 до 15 человек. Наполняемость группы второго года обучения от 8 до 10 человек.
Цель программы:
Формирование у обучающихся, как участников дорожного движения, устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Пропаганда ПДД и профилактика детского ДТП.
Задачи:
обучающие:
- изучить правила безопасного поведения на дорогах;
- ознакомить обучающихся со специальной дорожной терминологией;
- ознакомить с методами и формами пропаганды безопасного дорожного движения;
- ознакомить с правилами оказания первой медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
развивающие:
- развивать умения предвидеть опасные ситуации на дороге, избегать их, а при необходимости быстро принимать грамотные решения и действовать в соответствии со сложившейся ситуацией;
- развивать организаторские способности у воспитанников.
воспитательные:
- воспитывать чувство ответственности, культуры поведения на дорогах.
- привлечение обучающихся к агитационной театрализованной деятельности; привитие таких качеств как коллективизм, ответственность, коммуникабельность, артистичность, умение работать в команде.
Программа ЮИД -детская патрульная служба
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Светофорик»
Автор-разработчик: Щитова Ирина Николаевна
Педагог ДО: Щитова Ирина Николаевна
Сложные условия современного дорожного движения предъявляют ко всем его участникам очень высокие требования. Они должны ориентироваться в сложной дорожной обстановке, обладать способностью, предвидеть развитие транспортных ситуаций, быть максимально внимательными и предупредительными друг к другу.
Главная задача взрослых – научить ребенка безопасно вести себя и правильно ориентироваться в дорожных ситуациях, уметь мгновенно анализировать ситуацию на дороге, правильно применять полученные знания.
Одним из путей решения данной задачи в процессе образования является обучение учащихся правилам ПДД посредством дополнительных образовательных программ в том числе.
Данная программа направлена на формирование у детей и подростков культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности, а также к активной адаптации во всевозрастающем процессе автомобилизации страны. Программа позволяет сформировать совокупность устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций, а также умения и навыки пропагандисткой работы.
Новизной является раздел программы «Мой друг – велосипед». Раздел поможет обучающимся научиться фигурному вождению велосипедом.
Отличительной особенностью программы является то, что занятия проводятся в доступной и стимулирующей развитие интереса форме. На каждом занятии присутствует элемент игры, организуется самостоятельная деятельность воспитанников, в учебный процесс включено проблемное обучение, осуществляется связь обучения с практикой, обсуждаются с обучающимися актуальные события современности. Также программой предусмотрено применение нетрадиционных форм организации учебного процесса (соревнования, театрализация, тренинги и др.) и разнообразных средств обучения (печатные, наглядные плоскостные, аудиовизуальные, электронные образовательные ресурсы). Программой предусмотрены темы по прикладному творчеству. Используя техники аппликации из бумаги и картона, лепки из пластилина и теста, витражирования стекла и рисования учащиеся будут изготавливать поделки тематического содержания (дорожные знаки, дорожную атрибутику, дорожные ситуации и т.п.)
Адресат программы
Учащиеся начальных классов, возраст от 8 до 9 лет.
Объём и срок освоения программы
Программа рассчитана на 1 год обучения. Общее количество часов на освоение программы – 36 часов.
Программа предполагает использование следующих форм занятий: лекции, беседы, просмотр презентаций, практические занятия на применение знаний, тестирование.
Занятия начинаются с 1 сентября и оканчиваются 31 мая.
Программа предусматривает одночасовые занятия (академический час 45 минут) один раз в неделю. Наполняемость группы от 10 до 20 человек.
Цель программы:
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и пропаганда ПДД. Формирование у обучающихся, как участников дорожного движения, устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи:
обучающие:
- изучить правила безопасного поведения на дорогах;
- ознакомить обучающихся со специальной дорожной терминологией;
- ознакомить с методами и формами пропаганды безопасного дорожного движения;
- ознакомить с правилами оказания первой медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
- обучить подростков навыкам фигурного вождения;
развивающие:
- развивать умения предвидеть опасные ситуации на дороге, избегать их, а при необходимости быстро принимать грамотные решения и действовать в соответствии со сложившейся ситуацией;
- развивать организаторские способности у воспитанников;
воспитательные:
- воспитывать чувство ответственности, культуры поведения на дорогах.
- привлечение обучающихся к соревновательной спортивной деятельности; привитие таких качеств как коллективизм, ответственность, умение работать в команде.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ЮИД — Азбука дорожной безопасности»
Автор-разработчик: Щитова Ирина Николаевна
Педагог ДО: Щитова Ирина Николаевна
Актуальность и практическая значимость профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена высокими статистическими показателями ДТП участием детей и подростков. Анализ детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что основной причиной является низкая культура участников дорожного движения, в том числе — детей. Учащиеся не обладают навыками поведения в транспортной среде, не умеют верно оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения правил дорожного движения.
Программа сориентирована на изучение основ безопасности за короткое время, с нестандартным подходом.
Адресат программы — учащиеся начальных классов, возраст от 7 до 10 лет.
Программа рассчитана на 4,5 месяца обучения. Общее количество часов на освоение программы – 18 часов.
Формы обучения и виды занятий
Программа «ЮИД – Азбука дорожной безопасности» предполагает использование следующих форм занятий: лекции, беседы, просмотр презентаций, практические занятия на применение знаний, тестирование.
Занятия начинаются с 1 сентября и оканчиваются 31 мая.
Программа предусматривает одночасовые занятия (академический час 45 минут) один раз в неделю. Наполняемость группы от 10 до 20 человек.
Цель программы:
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и пропаганда ПДД. Формирование у обучающихся, как участников дорожного движения, устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи:
обучающие:
- изучить правила безопасного поведения на дорогах;
- ознакомить обучающихся со специальной дорожной терминологией;
- ознакомить с методами и формами пропаганды безопасного дорожного движения;
- ознакомить с правилами оказания первой медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
- обучить подростков навыкам фигурного вождения;
развивающие:
- развивать умения предвидеть опасные ситуации на дороге, избегать их, а при необходимости быстро принимать грамотные решения и действовать в соответствии со сложившейся ситуацией;
- развивать организаторские способности у воспитанников;
воспитательные:
- воспитывать чувство ответственности, культуры поведения на дорогах.
- привлечение обучающихся к соревновательной спортивной деятельности; привитие таких качеств как коллективизм, ответственность, умение работать в команде.
Программа ЮИД — азбука дорожной безопасности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ЮИД — Школа юных пешеходов и велосипедистов»
Автор-разработчик: Щитова Ирина Николаевна
Педагог ДО: Щитова Ирина Николаевна
Актуальность составления программы определена создавшейся специфичностью ДТП в настоящее время в нашем обществе, низкой компетенцией обучающихся в вопросах безопасности жизнедеятельности на дорогах, и, как следствие, необходимостью поиска новых эффективных механизмов, современных форм и методов работы по формированию компетентных участников дорожного движения в изменяющих социально экономических условиях. Данная программа позволяет сформировать совокупность устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций, а также умения и навыки пропагандисткой работы.
С 14 лет Правила разрешают ездить на велосипеде по дорогам. Программа создана для того, чтобы помочь начинающему велосипедисту сохранить свое здоровье, а возможно, сберечь жизнь. Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы является привлечение для совместного обучения разновозрастного состава учащихся. Этот фактор позволяет осуществлять комплексное применение элементов технологии индивидуализации обучения, проблемного обучения и технологии КСО в образовательном процессе. Открываются оптимальные условия для работы учащихся в режиме индивидуальной и коллективной проектной деятельности.
Адресат программы
Членами отряда ЮИД могут быть учащиеся в возрасте от 8 до 14 лет, желающие
активно участвовать в работе отряда юных инспекторов движения и приобрести навыки безопасного вождения велосипеда. Наполняемость группы 10-15 человек.
Объём и срок освоения программы
Продолжительность образовательного процесса — в течение одного учебного года, общее количество часов 72 .
Формы обучения и виды занятий
Занятия по правилам дорожного движения с обучающимися проводятся в специализированном учебном кабинете по ПДД, на специальной велоплощадке с использованием учебно-наглядных пособий, оборудования и транспортного средства — велосипед.
На велоплощадке наносится дорожная разметка проезжей части, перекресток, пешеходные переходы, временно устанавливаются светофоры, дорожные знаки и другое оборудование.
Также занятия проводятся на улице, перекрестке с показом движения транспортных средств и пешеходов. К занятиям привлекаются работники правоохранительных органов, медицинский работник.
Занятия начинаются с 1 сентября и заканчиваются 31 мая. Программа предусматривает занятия один раз в неделю по два часа (академический час 45 минут) или по одному часу два раза в неделю и составляет 72 часа в год.
Цель программы: Практико-ориентированное образование учащихся в сфере основ безопасности жизнедеятельности, направленное на предупреждение и снижение детского дорожно-транспортного травматизма.
Задачи обучающие:
- изучить правила безопасного поведения на дорогах;
- ознакомить учащихся со специальной дорожной терминологией;
- ознакомить с методами и формами пропаганды безопасности дорожного движения;
- ознакомить с правилами оказания первой медицинской помощи, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
- обучить подростков навыкам фигурного вождения велосипеда;
развивающие:
- развить умения предвидеть опасные ситуации на дороге, избегать их, а при необходимости быстро принимать грамотные решения и действовать в соответствии со сложившейся ситуацией;
- развить организаторские способности у учащихся;
воспитательные:
- воспитать чувство ответственности, культуры поведения на дорогах.
- привлекать учащихся к соревновательной спортивной деятельности; прививать такие качества как коллективизм, ответственность, умение работать в команде.
- ориентировать обучающихся на профессии, необходимые в органах внутренних дел.
Программа ЮИД — школа юных пешеходов и велосипедистов
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
по исправлению речевых нарушений
Автор-разработчик: Бровкина Татьяна Владимировна
Педагог ДО: Бровкина Татьяна Владимировна
Данная краткосрочная программа разработана в целях оказания логопедической помощи детям, имеющим нарушение звукопроизношения с фонематическими нарушениями речи.
Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев в развитии речи ребенка. Заканчивается процесс становления звукопроизношения к 5-6-летнему возрасту, когда ребенок правильно может произносить все звуки (Парамонова Л.Г.). Однако благополучное формирование звукопроизносительной стороны речи происходит далеко не всегда. У многих детей дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь.
Недостатки устной речи могут являться причиной ошибок в письменной речи. У 16,7% будущих первоклассников имеются предпосылки к артикуляторно-акустической дисграфии (Парамонова, 2006). У детей с нечёткой артикуляцией необходимо проводить дифференциацию звуков родного языка.
Кроме того, научными исследованиями в области дефектологии доказано исключительно важное значение раннего распознавания речевого недоразвития и его более ранней коррекции, что позволяет предупреждать затруднения детей при обучении в школе (Т.А.Власова, 1972). Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста приводит к значительной их компенсации.
Адресат программы: дети 5-10 лет, имеющие нарушения:
- Звукопроизношения;
- Фонематического слуха.
Наполняемость групп: 6-8 человек.
Цель программы: Овладение детьми самостоятельной, связанной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты.
Задачи программы:
- Раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений у детей.
- Преодоление недостатков в речевом развитии.
- Воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия.
- Создание предпосылок (лингвистических, психологических) к полноценному усвоению общеобразовательной программы по русскому языку в школе, профилактика психологических трудностей, связанных с осознанием речевого дефекта. Профилактика нарушений письменной речи.
- Развитие лексико-грамматического строя, совершенствование связного высказывания в процессе работы над фонетико-фонематической стороной речи.
- Развитие психических функций: слухового внимания, зрительного внимания, слуховой памяти, зрительной памяти, логического мышления, пространственной ориентировки в системе коррекционной работы, направленной на устранение фонетико-фонематического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста.
- Осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДО и специалистами медицинских учреждений. Обучение родителей эффективным приемам воспитания ребенка с нарушениями речи и организации коррекционно-развивающей среды в семейных условиях.
Формами обучения выступают мелкогрупповые занятия с детьми и игры продолжительностью 30 минут. Периодичность занятий– 2 раза в неделю. Занятия проходят в течение 4 учебных недель. Итого 8 часов за период обучения.
Программа по исправлению речевых нарушений